Ханукальное чудо

Опубликовано в газете "+972" Санкт-Петербург номер 1
Тот, кто был много раз в Израиле, может сказать: «Я знаю Израиль!». Тот, кто не единожды бывал в Иерусалиме, имеет право заявить: «Я знаю Иерусалим!». Я один день провел в Хайфе, но точно могу сказать: «Так, как я знаю Хайфу, не знает, пожалуй, никто. Даже те, кто там живет.» А дело было так.
Я только закончил школу, когда поехал в сентябре какого-то года в свой самый первый раз в Израиль на сохнутовский семинар по неформальному образованию в качестве представителя от Санкт-Петербурга. Семинар прошел замечательно, как и все семинары в Израиле, в теплой и дружеской обстановке, то есть легкий завтрак в три подхода к шведскому столу, бассейн, купание в Мертвом море, легкий обед, опять же в три подхода и десерт, послеобеденная дремота на улице в теньке, бассейн, Мертвое море, ужин, текила, сон. В общем, на семинаре я особо ничего не делал (к стыду своему признаю), и скоро о моем присутствии стали потихоньку забывать все те, кто этот семинар проводил. А тут нас еще повезли по стране кататься и все нам показывать да рассказывать. Посколку семинар проходил на берегу Мертвого Моря, то никто из моих друзей до меня за весь семинар так и не добрался, поэтому экскурсии-то я как раз и ждал, чтобы со всеми повидаться. Приехали мы в один из дней ночевать в одну из гостиниц города Хайфа, чтобы на утром посетить Бахайский храм, и поехать колесить дальше. Сразу из Хайфского телефона - автомата звоню своему приятелю Сереже Каминскому, который в то время жил в Беэр-Шеве. Говорю, мол время есть, ночь свободна, давай увидимся. А он мне отвечает, что ему завтра в шесть утра на работу, куда-то там на завод ехать. И не пойти на работу он никак не может. Выбора не было, мне пришлось поехать к нему в Беэр-Шеву на ночь, но утром к десяти я должен был быть в гостинице, взять вещи и поехать на автобусе со всеми вместе дальше на экскурсию. Поскольку выезжал из Беэр-Шевы я в шесть, то я просчитал и понял, что все успею. Сел на последний автобус, сделал пересадку в Тель-Авиве и доехал до Беэр-Шевы. Ночь, естественно, удалась, и в шесть утра я сел до Тель-Авива. Доехал, пересел до Хайфы и… попал в та-акую пробку, каких больше нигде не видел (говорят в Нью-Йорке еще больше есть, но я там, пока, не был). Ехал я часа три, затем быстро на такси до гостиницы, и вот тут-то только, понял, как вляпался. Автобус мой уже час, как уехал, а про меня забыли, я же на семинаре-то ничего не делал, даже слова не сказал. Куда уехал - не понятно, может, в Бахайский храм. Вот туда и надо было успеть, потому что куда он поедет дальше, я не представлял, и где будет ночевка тоже, и, самое главное, у меня не было ни одного номера телефона, по которому я мог бы связаться хоть с кем-нибудь с семинара. Я забрал из номера вещи, которые тоже забыли погрузить в автобус и двинулся по направлению к храму. Направление я определил интуитивно, потому что никогда раньше здесь не был. Поэтому просто пошел налево. Думал: «Надо же хоть раз в жизни налево сходить, чтобы польза была какая-то». Вы когда-нибудь видели людей, которые летят за границу на три недели? Можете представить какой у них багаж. Вот и моя сумка была огромной и тяжелой. Через пятнадцать минут хотьбы заныло одно плечо, еще через пятнадцать – другое. Но денег на такси уже не было, потому что на жаре очень хотелось пить, и я выпивал литровую бутылку колы за полчаса. Кстати о жаре. Сначала от пота промокла футболка, потом брюки, потом панамка, потом сандалии. Все это произошло за первые пять кварталов, которые я прошел с двадцатикилограммовой сумкой на плече. На шестом квартале я понял, что все-таки Бахайский храм был в другом направлении, потому что подошел к Хайфскому порту. Пытался спросить у прохожих. На иврите тогда я знал только четыре слова: Кен, ло, слиха и кесев ( да, нет, извините и наличные). На английском немного больше, но точно не все, которые мне были нужны тогда, в Хайфе. (С тех пор учу английский). В общем, меня не понял никто, потом я догадался, что говорить надо было на руссом, тогда бы поняли все. Но об этом я догадался намного позже. И я просто пошел назад, к гостинице, чтобы там куда-нибудь еще повернуть. Температура дошла до 38 градусов. Тут-то я уже выбрал правильное направление, только идти теперь приходилось в гору. У сумки порвалась плечевая лямка, пришлось нести ее в руке, футболка начала краситься и я шел, постепенно желтея. Только слюна пока не текла, но уже подкатывала. К храму я пришел, но автобус уже уехал. От безысходности, усталости, отсутствия денег можно просто хорошенько проматериться, станет легче. Но тут подступило предательское чувство голода а от него не сбежать. На последние деньги купил фалафель, а пить было нечего. Морская вода на вкус оказалось противной и невкусной. Никогда ее не пейте. Ребром стал вечный вопрос: «Что делать?» До самолета три дня. Решил ехать обратно в Беэр-Шеву автостопом. Пошел к выезду из города. И вот тут, наконец, Г-сподь обратил на меня свое внимание. Я не мог в это поверить, но это было так. Идя по маленькой хайфской улочке совершенно наугад, я встречаюсь лицом к лицу со своей одноклассницей, гуляющей с мамой по Хайфе. Нет, она не рептриировалась в Израиль, нет, она не поехала по какой-нибудь сохнутовской программе. Она просто поехала с мамой отдыхать в Израиль после сдачи экзаменов в СПбГУ. И почему-то в эту самую минуту, из всех городов Израиля она оказалась в этом, и из всех улиц, именно на этой улочке. Знакомое лицо, которое я меньше всего в жизни думал увидеть в этот момент. Так и встретились: элегантная красавица и я, пахнущий потом, с пересохшим ртом и половиной шекеля в кармане. Она дала мне денег, нашла телефон Сохнута в Израиле, я позвонил, узнал еще нужные номера и следующий день отмокал в благоухающей ванне прекрасного отеля в Иерусалиме. Вот такая история. Хоть она и произошла в сентябре, я рассказываю ее на хануку, потому что иначе, как чудом ее не назовешь.