Вопрос о еврейской культуре  


Состоявшимся фактом является на сегодняшний день утверждение об огромном вкладе и существенном влиянии еврейской, а сейчас и израильской культуры на культуру мировую. Факт этот состоявшийся, но спорный. Естественно, еврейский народ бок о бок прошел с европейскими и азиатскими народами многовековой путь истории, конечно, влияние еврейских культурных ценностей на жизнь соседних народов неоспоримо, но…
Прежде чем употреблять термин еврейская культура, наряду с терминами русской, французской, монгольской и якутской культуры, следует разобраться, что мы понимаем под этим словосочетанием. Что считается культурой еврейской, а что относится к культурным достижениям других народов. По какому принципу вообще можно делить национальные культуры?
Позвольте сразу оговориться, я не ставлю в этой статье вопросов о том, надо ли (можно ли) вообще делить культуру на национальные сегменты, и почему я говорю только про культуру еврейскую, ведь все эти рассуждения можно применить также и к любой национальной культуре. Я исхожу изначально из двух тезисов. Первый из которых говорит о существовании таких терминов (подчеркиваю, терминов) как еврейская, русская или там китайская культура, то есть существование национальных культур я рассматриваю как факт. Второе: еврейская культура, в отличие от той же русской культуры в школах и ВУЗах как правило не изучается, поэтому если мы точно помним, что из себя представляет русская культура (от древнерусских летописей до современных детективов А. Марининой), то в вопросе о том, что входит в культуру еврейскую наши мнения могут и разойтись. И вот почему…
Я, например, считаю, что вклад еврейской культуры в культурные ценности нашей цивилизации сильно преувеличен. Дело в том, что после завоевания Израиля И Иудеи и начала галута в еврейскую культуру включили огромное количество произведений, написанных вполне ассимилированными евреями, жившими в Европе в Средние века и в Новое время. Если считать, что к еврейской культуре относятся ивритоязыяные литературные произведения, то как быть с тем, что практически все евреи Европы говорили и писали на идиш, который имеет немецкие корни, т.е. его можно воспринимать как немецкий диалект. Тогда идишские источники не могут относиться к еврейской культуре.
Здесь уже встает вопрос о самоидентификации автора и можно даже заявить, что совершенно неважно, на каком языке он изъяснялся и в какой стране жил, а имеет значение лишь то, кем он себя ощущал. В таком случае ассимилированный еврей Януш Корчак, который хотя и позиционировал себя как еврея, всегда заявлял о своих польских корнях и называл себя поляком (поэтому он и не уехал в Эрец Исраэль ни до, ни во время войны), вряд ли мог вложить что-либо в еврейскую культуру, скорее в польскую тогда уж. Вас покоробил пример, дескать замахнулся на святое. Можно поспорить и об известном ассимилированном Альфреде Дрейфусе, и хотя про него написано, наверное, во всех исторических книгах, тем не менее, он себя считал не евреем, а французом. Таких примеров можно набрать еще. Вы, конечно можете с ними не согласиться, но если самоидентификация не важна, то давайте причислим к еврейской культуре художников эпохи Возрождения, которые не самоидентифицировали себя с еврейским народом, но зато творили на темы из жизни Израильских царей и пророков. Микелианджело, например, создал скульптуру Моше (даже назвал на еврейский манер), только вот у Моше на голове рога, но исходя из признания самоидентификации несущественно влияющей на национальную принадлежность, мы можем зачислить это в сокровищницы еврейской культуры. Опустим также, кстати, христианскую веру этих художников и изображения евреев, распинающих Христа. Или и это тоже еврейская культура, тогда что же мы не поделили с христианской церковью? Итак, люди, имеющие еврейские корни, но не идентифицирующие себя как евреи, тоже не могли внести что-либо в еврейскую культуру.
Развивая свою мысль, задамся вопросом: действительно ли еврейская культура имеет такое важное значение и занимает большую полку в мировом фонде культурных ценностей благодаря тому, что в эту культуру впихивали на протяжении столетий любые работы, в которых хотя бы косвенно говориться о евреях. Хотя нет, не любые, почему-то раннехристанские трактаты касающиеся юдофобии и осуждающие евреев, а впоследствии и откровенные антисемитские высказывания Достоевского, практически всех русских царей или Гитлера, не вошли в еврейскую культуру. Там ведь тоже про евреев…
На мой взгляд, чтобы избежать споров (в том числе и религиозных)еврейскую культуру можно рассматривать только на уровне Пятикнижия и на произведениях талмудических, а также на работах различных цадиков. Без сомнения, значение этих работ огромно, но тогда выходит, что развитие еврейской культуры фактически закончилось на работах Баал-Шем-Това или Виленского Гаона, и замыкается на религиозных филосовствованиях и комментариях со одной стороны, и на появлении христианства с другой. Вот и получается, что значение этой культуры не так уж и велико. Я думаю это произошло потому что у евреев долгий период времени не было физических связей со своей родиной, землей, государством, то есть не было некой базы собирающей или, если хотите, вбирающей в себя культурные ценности. Вот и получилось, что во многих случаях мы вправе ставить вопрос: насколько этот автор является еврейским и насколько он уже ассимилирован. Итог всего этого таков. Как бы ни было грустно, но пока ничего особо великого, кроме, естественно Торы, евреи не создали. А за пять тысяч лет существования пора бы уже и что-нибудь еще родить. Только вот, чтобы не было никаких сомнений в принадлежности, творить, рождать, созидать все это надо на земле Израиля.


Ccылки
Мои стихи
Напишите мне


 

Используются технологии uCoz